Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей любого предприятия на рынке растущей конкуренции является наиболее эффективная организация труда своих сотрудников. Для решения задач на предприятии, связанных с распределением и использованием труда работников, существует отдельное направление в структуре предприятия – организация труда и управление персоналом на предприятии.
Организация труда персонала – это система экономически обоснованных мероприятий, проводимых на предприятии с целью оптимизации всех условий, в которых будет функционировать персонал предприятия. Такие мероприятия призваны достичь максимальной результативности трудового процесса в компании.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что разработка системы оценки, а затем мотивации и стимулирования персонала предприятия являются одним из главных направление и эффективным методом обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов на предприятии и достижением им лучших экономических показателей своей хозяйственной деятельности.
Стимулирование персонала можно представить как комплекс мер, которые удовлетворяют материальные и нематериальные потребности работника с целью извлечения наибольшей выгоды из его трудового процесса. Также стимулирование имеет отношение и к социальным задачам и ответственности предприятия по развитию трудового и личностного потенциала своих работников.
В современных условиях очень часто в компаниях возникает ситуация, когда для сотрудников важнее становятся не денежные формы поощрения их труда, а различные нематериальные формы. Важностью нематериального стимулирования является процесс передачи информации о заслугах работника, результатах его деятельности в социальной среде и внутри коллектива предприятия. Оно имеет информационную природу, в которой источником информации о заслугах работников выступает работодатель, а приемником – тот, на кого направлено стимулирование, то есть работник и коллектив в целом.
Таким образом, объектом данной работы являются процесс по оценке и стимулированию труда персонала компании.
Цель исследования заключается в комплексном анализе вопросов, связанных с эффективной оценкой персонала пиццерии и внедрением системы стимулирования труда персонала на предприятии.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
определить сущность и роль стимулирования персонала в компании,
рассмотреть понятие трудовой мотивации в различных теориях,
перечислить основные инструменты и цели стимулирования,
исследовать методы, подходы и основные направления развития системы стимулирования,
проанализировать существующую систему оценки и стимулирования труда сотрудников в пиццерии «То-то»
выявить основные проблемы и пути совершенствования системы стимулов в данной компании.
Работа состоит из двух частей. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты трудовой мотивации персонала, основные теории, методы и подходы мотивации трудовой деятельности. Во второй части анализируется система оценки и мотивирования сотрудников в пиццерии «То-то», а также предлагаются мероприятия по совершенствованию системы мотиваций.
Для раскрытия данной темы были использованы труды ученых в области трудовой стимуляции людей (Маслоу, Герцберг), различные современные исследования проблем, связанных с материальным и нематериальным стимулированием, электронные публикации, сайты и порталы, посвященные проблемам организации труда на современных предприятиях.
Глава 1. Совершенствование мотивации трудовой деятельности в организации
1.1. Сущность мотивации трудовой деятельности
Стимулирование труда работника представляет собой комплексный процесс по побуждению и увеличению мотивации работника, проводимому руководством компании во время анализа трудовых ситуаций и эффективности работников [2, c.41]. Таким образом, стимулирование в первую очередь направлено на изменение модели поведения и отношения к труду каждого работника.
Главной целью стимулирования труда сотрудников организации является повышение их трудовой мотивации, т.е. заинтересованности своим трудом, которая влияет на показатели производительности труда и экономические результаты деятельности предприятия.
Рис. 1.1.1. Основные параметры эффективности труда работников организации [13, c.99]
Стимулирование персонала можно представить как комплекс мер, которые удовлетворяют материальные и нематериальные потребности работника с целью извлечения наибольшей выгоды из его трудового процесса. Также стимулирование имеет отношение и к социальным задачам и ответственности предприятия по развитию трудового и личностного потенциала своих работников.
Чтобы раскрыть экономическую важность организации системы стимулирования труда работников, рассмотрим типичные проблемы, которые имеют место быть на предприятиях, где существует низкая мотивация труда.
Таблица 1.1.1
Основные проблемы неэффективной системы мотивации труда на предприятии [16, c.125-126]
Проблемы Признаки Отражения в организационном процессе
Высокая текучесть кадров Низкие заработные платы, неудовлетворенность трудом Усиление психологических конфликтов
Некачественный труд, низкая дисциплина Отсутствие карьерных перспектив Отсутствие механизмов повышения квалификации
Отсутствие условий для реализации потенциала Низкий профессионализм сотрудников Отсутствие программ по трудовому развитию в компании
Продолжение Таблицы 1.1.1
Слабая связь между результатом труда и его поощрением Неэффективность методов нормативного описания труда Низкое стремление персонала к повышению своей квалификации
Низкая исполнительная дисциплина Проблемы в кооперации труда Плохая организация труда, фиксирование норм материального стимулирования
Таким образом, разработка системы мотивации и стимулирования персонала предприятия являются одним из главных направление и эффективным методом обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов на предприятии.
Стимулирование персонала включает в себя также систему применения руководством по отношению к трудовому персоналу различных стимулов, которые могли бы воздействовать на рост его усилий, стараний, целеустремленности в работе и решении задач, стоящих перед предприятием.
Стимулами в данном случае выступают любые блага (или потребности работника), получение которых предполагает совершение им трудовой деятельности, т.е. материальные и нематериальные блага могут формировать мотивы труда у сотрудников компании.
Таким образом, процессы стимулирования труда персонала представляют собой выбор руководителем способов вознаграждения работника за его участие в производстве товаров или услуг предприятия или реализации его важных стратегических целей, который основан на сопоставлении эффективности трудовых процессов и требований предприятия к труду.
Выбор методов стимулирования зависит от политики компании в области управления персоналом и могут осуществляться в формах материального и нематериального стимулирования.
Материальное стимулирование может осуществляться в денежной и неденежной формах и касаться удовлетворения материальных потребностей работника (например, повышение заработной платы, выплаты премий, предоставление льгот, компенсация некоторых расходов рабочего) [5, c.73].
Рис. 1.1.2. Виды стимулирования труда персонала[30]
Материально-денежное стимулирование осуществляется через поощрение работников денежными выплатами в связи с резуль
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Алтухов С.И. Организация и мотивация как функции управления. – Новосибирск: СГГА, 2012. – 602 с.
3. Барышева А. Мотивация. – СПб.: Питер, 2014. – 208 с.
4. Бергер Д. Энциклопедия систем мотивации: подходы, методы, рекомендации. – М.: АББ, 2011. – 761 с.
5. Васильева О.Н. Модели и методы материального симулирования. – М.: Ленанд, 2013. – 288 с.
6. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2014. – 688 с.
7. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: инструменты, методики, практика. – М.: Альпина Букс, 2011. – 233 с.
8. Генкин, Б.М. Основы организации труда: учебное пособие / Б.М. Генкин, В.М. Свистунов. - М.: Норма, 2008. - 400 с.
9. Егоршин А.П. Организация труда персонала: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
10. Иванова С. 50 советов по нематериальной стимуляции. – СПб.: Дело, 2015. – 142 с.
11. Ивановская Л.В. Организация труда персонала. – М.: Проспект, 2014. – 640 с.
12. Ильин, И. Нематериальное стимулирование труда как инструмент управления персоналом. – М.: Фербер, 2011. – 246 с.
13. Каверин, С.Б. Мотивация труда. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 224 с.
14. Кибанов А.Я. Социология труда. – М.: ИНФРА, 2012. – 584 с.
15. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 447 с.
16. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом. - М.: Изд-во Вершина, 2011. — 272 с.
17. Колесников О. Нематериальное стимулирование: зачем оно нужно. Доступ через http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=75384
18. Макарова, И.К. Управление персоналом: учебник. — М.: Юриспруденция, 2013. – 366 с.
19. Мансуров Р.Е. Настольная книга директора по персоналу. — Изд-во Юрайт, М., 2012 г. – 247 с.
20. Маслоу, А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 2001. — 478 с.
21. Оганесян, И.А. Управление персоналом организации. — М.: Аламфея, 2013. – 511 с.
22. Пашуто, В.П. Практикум по организации, нормированию и оплате труда на предприятии: учебное пособие / В.П. Пашуто. - М.: КНОРУС, 2007. - 240 с.
23. Петренко Е.П., Хрипкова Т.П., Сентябова Т.А. Материальное стимулирование — ключевой фактор управления мотивацией // Клиническая лабораторная диагностика. – 2007, № 9. - С. 22-23
24. Рассадин, В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / Труд и социальные отношения. – 2008, № 3. - С. 53-59.
25. Рутицкая В. Система нематериального стимулирования персонала. Доступ через http://hr-portal.ru/article/sistema-nematerialnogo-stimulirovaniya-personala
26. Скляревская В.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. – М.: Дашков и К, 2015. – 340 с.
27. Трапицына С.Ю. Мотивация персонала в современной организации. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2016. – 240 с.
28. Уткин, Э. А. Основы мотивационного менеджмента. — М.: ЭКМОС, 2015. — 352 с.
29. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: Инфра-М, 2015. – 226 с.
30. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/releases/2013/Oct04d/
31. Организация труда и заработной платы [Электронный ресурс]. Доступ через http://ekonomic.narod.ru/
32. Институт менеджмента, инноваций и бизнес-анализа [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.refa.de/home
33. Все об организации труда в компании [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.jobgrade.ru/
34. Аналитический центр по труду [Электронный ресурс]. Доступ через http://eactt.ru/
35. Министерство труда РФ [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.rosmintrud.ru/
36. НИИ труда [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.niitruda.ru/
37. Экономика труда [Электронный ресурс]. Доступ через http://laboureconomics.ru/
38. Международная организация труда [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.ilo.org
39. Библиотека по менеджменту [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.inventech.ru
40. Управление предприятием [Электронный ресурс]. Доступ через http://consulting.1c.ru
41. Ресторан «То-то» [Электронный ресурс]. Доступ через http://totopizza.ru/